Гуцинь – самый древний и самый «чистый» музыкальный инструмент китайской нации. Он имеет трехтысячелетнюю историю и является важной составной частью китайской музыкальной традиции. В трактате Чэнь Яна «О музыке», написанном в эпоху династии Сун (960-1197 гг.), сказано: «Игра на инструменте цинь – квинтэссенция всех видов музыкального искусства». Эта фраза хорошо иллюстрирует важный статус и роль гуциня (гуцинь – «древний цинь») в китайской музыкальной традиции. В искусстве игры на гуцине всё: от формы инструмента до жанра композиции, от особого формата ноты до сложности навыков игры – воплощает предельно высокий уровень китайского музыкального искусства. Для гуциня характерен густой, свободный, насыщенный звук. Музыка сочетает в себе красоту ритма и мелодики, скромность формы и глубокое содержание.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=zptY64M_EsY&eurl=http://lj-toys.com/?journalid=14034747&moduleid=15&preview=&auth_token=sessionless:1216206000:embedcontent[/youtube]
Гуцинь имеет другие названия – «яоцинь», «юйцинь», «цисяньцинь» (последнее название переводится, как «цинь с 7-ю струнами»). Это – самый древний щипковый музыкальный инструмент Китая, имеющий ярко выраженный национальный колорит. Согласно преданию, гуцинь был создан в доисторические времена, а в эпоху династии Чжоу (1121-255 гг. до н.э.) он уже получил широкое распространение. На гуцине, сэ (струнном инструменте с 16-25 струнами) и барабанах играли культовые мелодии. В древнекитайской «Книге песен» (Шицзин) в разделах «Гуаньцзюй» и «Сяоя» сказано: «Стройная красавица – подруга гуциня и сэ», а также: «Игра на гуцине и сэ спасает от нашествия врага». В эпохи Чуньцю («Весны и Осени», 770-476 гг. до н. э.) и Чжаньго («Борющихся Царств», (475-221 гг. до н. э.) на гуцине исполнялись, как правило, сольные партии, а в оркестрах главную роль играли ударные и духовые инструменты. Развитие щипковых музыкальных инструментов тогда еще находилось в начальной стадии.