Едва ли будет преувеличением утверждать, что в тибетском и центральноазиатском буддизме иконография играет роль более значимую, чем в любой другой религии. Здесь она не просто служит объектом духовного поклонения и иллюстрацией (а для неграмотных людей — заменой) священных текстов, но гораздо более важно то, что в ней воплощается вся символика буддизма, все без исключения его философские понятия, и это делает тибетскую картину объектом не религиозного поклонения, но йогической медитации. Поэтому на тибетском иконописце-лариве ответственности больше, чем на любом другом религиозном художнике; ларива создает не образы богов, а воплощение абсолютных понятий, тончайших энергий; изображения, которые становятся проводниками сил высшей реальности. Поэтому великий Цзонхава в своем трактате «Зерцало, ясно показывающее метрику тела богов, а также изображения Будды» пишет не только разделы по собственно иконометрии, но и «Наставление о пользе изображений» и «Истинные качества дарителя и милостынедателя (то есть заказчика)», в которых он утверждает, что нельзя признавать искусства ни ради личной прихоти, ни даже ради самого искусства. Искусство должно служить высокой цели — учить людей добродетели и мудрости и тем способствовать благу народа, поэтому живопись может быть только культовой. Важно отметить, что в тибетском искусстве нравственные требования предъявляются не только по отношению к художнику, но и к заказчику картины.
Корни тибетского искусства уходят в традиции культуры Древней Индии. Его формирование связано с великими достижениями культуры, антропологии, медицины, астрономии, математики, геометрии, логики и философии в едином духовно-нравственном комплексе. Характерной чертой индийского канона является знание анатомии человеческого тела и прославление его одухотворенной земной красоты, что не только не было отвергнуто буддизмом, но, напротив, — глубоко развито, примером чему может служить творчество величайшего монгольского скульптора Дзанабадзара, которого по ясной чистоте создаваемых им духовных образов можно сравнить с Рафаэлем и который пришел в своем творчестве к формулированию тех же пропорций, что и Альбрехт Дюрер. Но хотя в основе тибетского художественного канона лежит строгая система пропорций и количественных измерений, построенная на применении законов точных наук своего времени, его требования нельзя сводить только к линейке и циркулю. Главное здесь — не структура ради структуры, а эстетическая картина мира, понимаемая в единстве духовного и телесного начала. Поэтому в тибетском языке мы не встретим понятие «красота» как таковое, но три комплекса слов, передающих различные аспекты ее понимания:
dpe, byad, dpe byad — «размер, пропорция, симметрия, гармония», то есть красота как измеренность, уравновешенность, организованность;
bzang-ba, legs-pa, dbe-ba — «добрый, хороший», то есть красота как соответствие истинному порядку вещей, идеалу добра и святости;
mdzes, bkra — «пестрый, украшенный», то есть красота внешняя, нарядность формы. Эти три смысла в совокупности и дают буддийское понимание прекрасного.
Как уже отмечалось, источниками тибетских иконометрических трактатов служили индийские каноны пропорций, как раннебуддийские, например «Пратималакшана» архата Шарипутры, так и более древние, например «Читралакшана». В них мы находим описание женской и мужской красоты, а также тела будды. Вот два из таких описаний.
32 признака будды:
1) руки и ноги округленные;
2) ноги красивой постановки;
3) пальцы на руках с перепонками;
4) руки и ноги мягкие, как у младенца;
5) семь главных частей тела выпуклы;
6) пальцы рук длинные;
7) пятки широкие;
8) тело массивное и прямое;
9) колени ног не выдающиеся;
10) волосы на теле направлены вверх;
11) голени как у антилопы;
12) длинные руки красивы;
13) половые органы скрыты;
14) кожа золотистого цвета;
15) тонкая кожа нежна;
16) каждый волос завит в правую сторону;
17) украшен пучком волос между бровями (урна);
18) верхняя часть тела как у льва;
19) плечи спереди округлые;
20) плечи широкие;
21) неприятный вкус превращает в приятный;
22) пропорционален, как дерево нъягродха;
23) на его темени возвышение - ушниша;
24) длинный язык красив;
25) голос подобен голосу Брахмы;
26) щеки как у льва;
27) очень белые зубы;
28) ровные зубы;
29) плотно прилегающие зубы;
30) сорок зубов;
31) глаза подобны сапфиру;
32) ресницы глаз наилучшие.
18 признаков красоты женского тела:
1) красивый цвет тела - бело-розовый или голубоватый;
2) глаза длинные, черные и голубовато-белые, глазные сосуды - красные;
3) нос, подобный молодому лотосу, высокий и соразмерный;
4) Губы красные, как плод бимба;
5) щеки ровные;
6) щеки с ямочками - знаком радости;
7) брови черные, постепенно утончаясь, сходятся на переносице;
8) груди и ягодицы обширные;
9) руки белые, как полная луна;
10) налитые груди немного свисают;
11) руки подобны сердцевине банана, икры округлые и тонкие в лодыжке;
12) сочленения незаметные, неискривленные;
13) ляжки упругие и округлые;
14) нижняя часть торса широкая, живот с тремя глубокими складками, выступающий красиво;
15) талия тонкая, округлая;
16) ноги и руки нежные и упругие;
I7) волосы густые, очень черные и не лохматые;
18) красота, премного украшенная и без блестящих украшений.*