Тайцзы («высшее начало», «великий предел»), в китайской космологии, мифологии и натурфилософии одно из основополагающих понятий. В космологических представлениях 2-й половины 1-го тыс. до н. э. тайцзы выступает в качестве исходной точки возникновения тьмы вещей, всей вселенной. В трактате «Приложенные изречения. Комментарий к "И цзину" (5-3 вв. до н.э.) говорится: тайцзы рождает две формы (силы инь и ян), которые рождают четыре (вторичные) формы (сильное и слабое инь, сильное и слабое ян), порождающие восемь гуа (небо, пар, огонь, гром, ветер, вода, гора, земля. Комментарии, написанные в 3 и 7 вв. н. э., поясняют, что тайцзы рождает две элементарные формы, ибо бытие непременно начинается в небытии. Тайцзы существовал до разделения неба и земли, когда первоначальная жизненная энергия находилась в смешанном состоянии и была единой, т. е. являлась «великим началом», «великим единством (Тайи)». Отождествление тайцзы с Тайи, с одним из высших божеств, объектом поклонения и жертвоприношений в древнем, а затем в танском (8 в. н. э.) Китае, непосредственно связывает тайцзы с мифологией.
Дальнейшее развитие концепция тайцзы получила в средние века у сунских неоконфуцианцев, особенно у Чжоу Дунь-и (1017-73), Шао Юна (1011-1077), Лу Цзю-юаня (1139-93) и Чжу Си (1130-1200). Интерпретация и изложение Чжу Си понятия тайцзы завершили его разработку. Независимо от возникновения при этом полярного расхождения между материалистической или близкой к таковой трактовкой «Ицзина» у Чжоу Дунь-и и идеалистической у Чжу Си в обоих направлениях тайцзы является праначалом космогонического процесса, создавшего всю вселенную, включая человека.
В своём графическом выражении понятие тайцзы широко распространилось в народных верованиях и мифологии, где самостоятельно либо чаще вместе с восемью триграммами стало частью картин-талисманов, оберегающих людей от нечистой силы. Очень часты изображения символов тайцзы вместе с фигурами мифических персонажей или животных; они встречаются в орнаменте тканей и одежды, а также на монетах. Понятие и эмблема тайцзы проникли также и в соседние страны Дальнего Востока, в особенности в Японию .
С. Кучера.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=BiJdQvTcYMc&NR=1[/youtube]