Ребенок, который все время был любимцем родителей, в один прекрасный день заметил, что к нему относятся так же, как и к другим братьям и сестрам. Ему сразу же стало не по себе. Такое состояние, пожалуй, схоже с текущим положением американских предприятий в Китае. После пребывания долгое время в государстве со сверх национальным режимом (super national treatment), сейчас американским и как и местным предприятиям необходимо подстраиваться под национальный режим. В связи с этим, компании США в один голос говорят о существовании торгового протекционизма в Китае и ухудшении инвестиционного климата в стране.
  
Американские предприятия жалуются, получая прибыль

В действительности, подобные заявления в адрес Китая со стороны США не прекращают поступать с начала этого года. В январе 2010 года американское правительство получило письмо с печатями крупных корпораций, таких, как Microsoft, Boeing, которые предупредили, что китайская администрация предпринимает комплексные меры для оказания поддержки отечественным предприятиям в ущерб интересам американских компаний; в марте т.г. мировой поисковик Google объявил о выходе с китайского рынка, жалуясь на то, что их поисковые операции подвергаются цензуре с китайской стороны.

В то же время «Исследовательский доклад о деловом климате в 2010 году», опубликованный торговой палатой США, показал совсем иную картинку. Согласно документу, в прошлом году 71% из функционирующих в Китае американских предприятий были рентабельными; доходность 76% компаний оказалась не ниже их среднего показателя рентабельности во всем мире. По отношению к перспективам развития в последующие пять лет, 91% американских предприятий придерживаются оптимистичной позиции, свыше 75% компаний видят Китай в качестве одного из трех приоритетных регионов для вложения инвестиций; приблизительно 80% предприятий в 2010 году планируют увеличить объем капитальных вложений в Китае.

Китай «избаловал» американские предприятия

В начале 80-х годов прошлого века американские предприятия начали вкладывать инвестиции в Китай. Изначально объем вложенных средств составлял лишь 460 млн. долл. США. После получения прибыли американские инвестиции в Китае начали увеличиваться быстрыми темпами. Согласно статистике, за прошлый год компании США вложили прямые инвестиции в Китай в размере 3,6 млрд. американских долларов, средства были направлены в промышленность, сферу общественного питания и услуг.

За прошедшие 30 лет как американские, так и другие иностранные компании вели свою деятельность в благоприятных политических и коммерческих условиях: разнообразные проекты сокращали или освобождали предприятия от налогов; держались относительно выгодные цены на аренду земли и помещений и многое др. Поскольку в первое время после начала проведения политики реформ и открытости, система рыночной экономики в Китае еще была не усовершенствована, существовали некоторые трудности во вложении капиталов иностранными инвесторами, поэтому в то время Китаю пришлось создать и предоставить такие условия, которые применяются в государствах со сверх национальным режимом.

По поводу жалоб американских предприятий об ухудшении инвестиционного климата в Китае, профессор Центра по изучению китайско-американских отношений при Университете Цинхуа Чжоу Шицзянь сказал, что после вступления в ВТО Китай должен действовать в соответствии с правилами этой международной организации, с целью того, чтобы иностранные предприятия постепенно привыкали вести свою деятельность в условиях национального режима. Долговременная благоприятная атмосфера для проведения операций американскими компаниями привела к тому, что они начали жаловаться. Все это, по мнению Чжоу Шицзяня, исходит потому, что в прошлом Китай сам «избаловал» иностранные предприятия.

Заместитель директора Института международных отношений Народного университета Китая Цзинь Цаньжун отметил, что последние жалобы функционирующих в Китае американских предприятий в полной мере отразили двойные стандарты и эгоцентризм США. В народе говорят, что плачущие дети могут получить молока. Очевидно, что целью постоянных обвинений со стороны США по вопросам инвестиционного климата Китая, просто-напросто, является желание американских предприятий продолжать развиваться в условиях сверх национального режима. Однако это противоречит теории рыночной экономики, которую уважают и придерживаются сами американцы – у всех должна быть одна и та же стартовая линия. .

Некоторые аналитики также отметили, что США распространяют информацию об ухудшении инвестиционных условий в КНР, вероятно, с замыслом надавить на Китай и способствовать сокращению притока иностранных инвестиций в страну, чтобы весь международный капитал, в конечном счете, был сконцентрирован в США, денежные средства, в свою очередь, будут способствовать восстановлению американской экономики.

Постскриптум: открытая позиция Китая по отношению к строительству Disney Land в Шанхае

В последнее время США неоднократно препятствовали китайским предприятиям вкладывать инвестиции в страну и совершать слияния с отечественными корпорациями по причине того, что все это может «угрожать национальной безопасности». Например, одному из представителей СМИ Китая необоснованно было отказано в закупке американского еженедельника Newsweek.

В противоположность этому выступает то, что КНР занимает более открытую позицию по отношению к американским инвестициям, даже к тем проектам, которые вызывают большие споры в обществе. В том числе и проект по строительству парка Disney Land в Шанхае, который уже был утвержден китайским правительством, его реализация начнется в ноябре этого года.

Стоит отметить, что сотрудничества по проекту парка Disney Land, скорее всего, заключается в том, что администрация Шанхая предоставляет землю, подавляющую часть денежных средств для строительства и контролирует акции, а американская сторона курирует повседневное управление. Компания Disney обладает 43% акций, а китайская компания с участием иностранного капитала, находящаяся в подчинении шанхайской администрации имеет 57% акций. Напомним, что компания Disney получила акции в основном путем предоставления своего бренда и коммерческого дизайна, объем капиталовложения не большой.

Всем известно, что парк Disney Land обладает сильным культурным влиянием, представляет собой один из главных символов американской культуры. С публикации информации в СМИ о намерении строительства парка Disney Land до разглашения формы сотрудничества при строительстве, эта тема вызвала широкую дискуссию в стране. Есть как сторонники, так и противники открытия парка в Шанхае. Но, тем не менее, соответствующее ведомство в итоге одобрило проект и приняло очень выгодную форму сотрудничества с компанией Disney. Это полностью говорит об открытом и снисходительном отношении Китая к американским предприятиям и культуре США.

http://russian.people.com.cn/95181/7066638.html